Запрет на рекламу услуг народной медицины: кого он коснётся?
Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект, по которому реклама услуг магов, экстрасенсов, специалистов эзотерики и некоторых других будет запрещена. Это, несомненно, окажет значительное влияние вообще на рынок услуг народной медицины. Каким будет это влияние? Об этом мы попросили рассказать Президента РАНМ, члена-корреспондента РАЕН, АМТН, Владимира Владимировича Егорова:
- Владимир Владимирович, каковы же изменения в законодательстве? - Закон принят пока только в первом чтении. Но как только он будет принят и вступит в силу, СМИ будут не вправе принимать рекламу оккультно-мистических услуг. Если же они примут и разместят на своих страницах или в эфире такую рекламу, то на эти СМИ будет наложен определенный штраф.
- Как, на Ваш взгляд, изменится ситуация в газетах, специализирующихся на этой тематике? - По сути, они лишатся доходов от рекламы. Кстати, помимо рекламных модулей есть еще и рекламные статьи. Именно те, которые размещаются официально. Эти публикации обычно размещаются и так и помечаются в СМИ – «На правах рекламы» или буковкой «Р». Так вот запрет распространяется и на них. То есть запрет коснётся всех платных публикаций.
- Это относится ко всем услугам народной медицины? - Нет. Не ко всем. Запрет будет касаться только услуг связанных с оккультно-мистическими услугами. То есть к тем специалистам, которые позиционируют себя как маги, ясновидящие и в своей рекламе предлагают такие термины, как: приворожу, отворожу, кодирую на удачу, на бизнес, на успешное совершение сделок, на возврат любимого и так далее. В общем, скажем так, запрет на рекламу коснется лиц, ориентированных на услуги, не связанные непосредственно с лечением заболеваний.
- А как будет обстоять дело с услугами народной медицины по излечению заболеваний? - Запрет рекламирования на такие услуги не распространяется. Но для того, чтобы их рекламировать целителю потребуется разрешение на занятия народной медициной. Это предусмотрено действующим законодательством, в частности статьей 57 «Основ законодательства по охране здоровья граждан». Согласно этой статье для занятий целительством, то есть лечением, оздоровлением, профилактикой методами и средствами народной медицины требуется государственный диплом целителя. Только этот диплом будет давать право на рекламу народной медицины.
- А где целителю взять такой диплом? Ваша ассоциация его выдает? - Мы этот диплом не выдаем. Этот диплом выдают региональные органы управления здравоохранением. А мы выдаем лишь представление к получению такого диплома. По сути дела, выдаем экспертное заключение, отражающее жизненный путь, квалификацию и профессиональную пригодность специалиста народной медицины. Мы даем эту объективную информацию, и органы управления здравоохранения в субъектах Российской Федерации на местах решают - выдать разрешение на работу или не выдать.
- Законопроект принят в первом чтении. А какова, на ваш взгляд, вероятность принятия этого закона в процентном отношении? - Восемьдесят процентов. - Поскольку закон инициирован депутатами Госдумы, а не правительством, то шанс все-таки (двадцать процентов) на то, что его не утвердят, все-таки есть? Практика показывает, что правительство, скажем так, не любит, когда депутаты самостоятельно принимают решения…
- Я не знаю, что правительство предпочитает. Но отмечу, что законопроект шёл не через комитет по здравоохранению, а через комитет по экономической политике и предпринимательству. - Принятие этого закона нанёсёт двойной удар: по СМИ, специализирующимся на освещении этой проблематики и, собственно, по услугам, магов, колдунов и так далее... - Специалисты с устоявшейся репутацией потеряют немного, поскольку они, что называется, на слуху. Всем известно, где они принимают, и я думаю, что к ним «не зарастет народная тропа». Закон этот, запрет на рекламу коснётся либо молодых и пока не известных, либо тех, чья деятельность строится не на профессионализме, а исключительно на рекламе.
- Деятельность оккультистов, которые привлекают клиентов только через рекламу, настораживает? - Судя по настрою депутатов Государственной Думы, получается так. Очевидно, что в последнее время такая реклама стала чрезвычайно агрессивной, навязчивой, это заметно не только депутатам. И это вместо того, что бы специалистам такого профиля объединиться, выработать некие единые этические нормы рекламы своих услуг.
- А если сравнить российские законы с законодательством других стран? Есть ли там подобные запреты? - Есть. Например, в Белоруссии и в Италии.
- Если специалист называет себя магом или ясновидящим, то запрет на рекламу обязательно коснётся его деятельности? - Рекламы коснется, а вот деятельность никто не запрещает … пока. С другой стороны, отметим примечательный факт: международная организация труда (МОТ - структура ООН) недавно ввела в международный стандарт ISCO-08 профессию: ведьма-доктор. Иными словами, в рамках международного права появилась новая профессия - лечащая ведьма.
- Каким образом в СМИ будут отделять целительскую и оккультную рекламу? К чему, например, отнести услуги лечащей ведьмы? Что это - оккультизм или народная медицина? - Вопрос непростой. Несомненно, будет судебная практика. Будет складываться опыт правоприменения. Это достаточно большое потрясение для рынка подобных услуг.
- Как всё, по-вашему мнению, будет развиваться? - Прогнозирую, что большинство гадалок, магов, которые заинтересованы в узнаваемости своей рекламы будут переходить на рекламу оказания психологических услуг. Почему у нас люди к ним ходят? Именно потому, что у нас нет культуры обращения к психоаналитикам или психологам.
- Как в Америке? - У нас этот рынок будет формироваться, в том числе и за счет того, что часть оккультистов будут перековываться в профессиональные психологи или психоаналитики. Кстати, многие таковыми и являются, а у других диплом психолога или нлп-практика, или психоаналитика давно уже лежит в кармане. И так будет до тех пор, пока Государство не введет лицензирование психологической практики. Каким образом ситуация будет развиваться в действительности – поживем, увидим.
|